Немного истории...
"...Вместе с Нахимовым и Новосильцевым Истомин сошел на берег и стал одним из главных организаторов обороны Севастополя.
Ему была поручена наиважнейшая, четвертая оборонительная дистанция, включавшая Малахов курган, 1-й и 2-й бастионы. Не зная ни сна, ни отдыха, Владимир Иванович находился на передовых позициях, ободряя и вдохновляя своих подчиненных. С помощью военных инженеров на подступах к Малахову кургану были построены укрепления и ложементы, и установленные там орудия держали под перекрестным огнем перемещаемые противником батареи.
Главнокомандующий А. Меншиков в своих докладах в Петербург отмечал «стойкость и молодечество» организатора обороны на Малаховом кургане. 25 ноября 1854 года Николай I наградил Истомина орденом святого Георгия 3-й степени и в именном рескрипте написал: «Владимир Иванович! Искренне поздравляю вас с сею наградою, которой вместе со мной радуются все балтийские товарищи ваши. Мы все с уважением следим за вашими действиями на защиту Севастополя, история которого украшается теперь вашими подвигами».
Находясь на самом жарком участке защиты города, Истомин каждый день подвергался смертельной опасности. В период боев он получил ранение и контузию, но не оставлял своих подчиненных.
Владимир Иванович не боялся смерти и шутил, что «давно уже выписал себя в расход и ныне живет на счет англичан и французов». Гренадеры Бутырского полка, дольше других находившиеся под его командой на Малаховом кургане, говорили: «Наш адмирал как будто о семи головах, в самый кипяток так и лезет».
В свою очередь Истомин восхищался героизмом своих подчиненных, в одном из писем к брату он писал: «Просто не могу надивиться на наших матросов, солдат и офицеров. Такого самоотвержения, такой геройской стойкости пусть ищут в других нациях со свечой! ...И замечательно, что, где не придется солдату нашему сойтись с англичанином лицом к лицу, он его тащит за шиворот в плен, чем видимо отличается превосходство нашей славянской расы пред этими краснокафтанниками».
Ожесточенный вражеский огонь сразил на Малаховом кургане вице-адмирала Корнилова, а через несколько месяцев, 7 марта 1855 года, вблизи кургана, на Камчатской высоте, погиб сорокапятилетний Истомин. В этот день противник вел интенсивный обстрел русских позиций, и Владимир Иванович пал, сраженный ядром в голову. Одна только задняя часть затылка, отлетевшая назад, осталась от головы героя-адмирала.
Смерть контр-адмирала Истомина стала большой потерей для защитников Севастополя, всего русского флота. Герой первой обороны Севастополя, покрытый кормовым флагом «Парижа», был погребен в склепе Владимирского собора, рядом с могилами адмиралов М.П. Лазарева и В.А. Корнилова.
По приказу Нахимова на месте гибели Истомина выложили крест из бомб и ядер. В 1904 году по проекту Ф.Н. Еранцева открыли небольшой гранитный пирамидный обелиск с изображением Георгиевского креста. На пьедестале надпись: «Здесь убит ядром в голову 7 марта 1855 г. контр-адмирал В.И. Истомин».
(фото :Следственный Комитет РФ,сегодня) #Севастополь #Горпищенко